Обучение в УрФУ — это не рутинный процесс: студентам предоставлена масса возможностей совершенствоваться в самых разных областях. Современные лаборатории и дорогостоящее оборудование далеко не единственные приемущества, на которые делает ставку университет. Наше достояние — это наши студенты. Амбициозные, деятельные, заинтересованные — те, на кого стоит равняться.

Лейла Кожакова

Аспирантка ИРИТ-РтФ кафедры «Технологий и средств связи»,
Председатель Казахского землячества УрФУ

Образование без границ

Лейла получила диплом бакалавра в Алматинском университете энергетики и связи, а после переехала в Екатеринбург для продолжения обучения. Учеба в УрФУ настолько ей понравилась, что она решила остаться и получить степень кандидата наук.

Фото: личный архив

Как ты узнала об УрФУ?
— Я училась на четвертом курсе, и это было время, когда нужно было задумываться о поступлении в магистратуру. Моя мама работает в Казахском национальном техническом университете, который сотрудничает с УрФУ. Именно она рассказала мне об этом вузе. Я почитала о нем в Интернете, прошла собеседование и уже через неделю приехала в Екатеринбург. Это было спонтанное решение: не каждый согласится просто взять и переехать в другую страну, но я ни разу не пожалела об этом.

— Какие сложности возникали у тебя на первых порах?
— Как ни странно, практически никаких. Было слегка непривычно первое время: другая страна, другие обычаи. Но это скорее плюс, чем минус. Я быстро адаптировалось.

— Что можешь сказать об уровне образования в УрФУ?
— Мой прошлый вуз — один из лучших технических университетов в СНГ, так что мне было с чем сравнивать. Могу сказать, что российское образование ничем не хуже, а в некоторых моментах даже лучше. Я очень довольна преподавательским составом, который работает на моей кафедре. Сотрудничество с этими людьми помогает моему профессиональному росту.

Студент Уральского федерального может развиваться в любом направлении, даже не связанном с его будущей профессией: научные программы, гранты, обучение за границей и невероятно насыщенная студенческая жизнь.

image-20-03-16-03-46-8

— Ты подвала заявку на получение гранта?
— Я пыталась подавать заявление на несколько стипендий и грантов. Но, к сожалению, в большинстве случаев для их получения необходимо быть гражданином Российской Федерации. Однако есть возможности и для иностранцев. Я недавно консультировалась с отделом по работе с иностранными студентами, они сказали мне, что можно попробовать получить грант на обучение за границей. Так что я сейчас сдаю кандидатские экзамены и параллельно собираю документы на заявку.

— Получается, это будет уже третья страна, в которой ты будешь учиться?
— Да, если получится. Я считаю, что молодому специалисту полезно набраться опыта в различных научных коллективах. В каждом университете уникальный преподавательский состав, так что работа будет различаться по своей специфике. И это, безусловно, поможет мне в написании диссертации.

— В какой области ты планируешь вести исследования?
— Тематика моей будущей диссертации — проектирование и разработка волоконно-оптических систем связи. Оптические кабели сегодня являются самыми надежными средствами передачи информации, поэтому исследования в этой области весьма перспективны. Сейчас я веду предварительные исследования, чуть позже появятся первые разработки.

— Аспиранты ведь преподают. Ты уже успела попробовать себя в этой области?
— Пока, к сожалению, нет. Но я с нетерпением жду этой возможности. В следующем году я смогу провести свою первую пару. Будем надеяться, мне попадутся хорошие студенты.

Лейла — председатель Казахского землячества

1

Землячество создано для того, чтобы объединить студентов из Казахстана, помочь им адаптироваться и почувствовать себя комфортно в новой стране.

2

Землячество помогает с поселением, разрешает вопросы самого разного характера.

3

Занимается различными мероприятиями, фестивалями дружбы народов — все это помогает ребятам раскрепоститься и завести новых друзей.

У нас учатся студенты со всех уголков мира, поэтому на базе УрФУ существуют Африканское, Китайское, Южноамериканское и еще множество других землячеств.
Хочу отметить, что казахское землячество появилось одним из первых.

Фото: Ksenya Yufereva

— Каким образом студенты из Казахстана узнают об УрФУ?
— В команде продвижения УрФУ есть несколько наших ребят. Они приезжают в школы, где учились, и устраивают презентацию Уральского Федерального. Их там ждут, им доверяют, да они и сами рады рассказать о вузе, где им действительно нравится.

— Какие вступительные испытания проходят ваши абитуриенты?
— У нас в стране школьники сдают Единый национальный тест. Это абсолютный аналог ЕГЭ, однако, в России он не котируется. Для решения данной проблемы команда продвижения УрФУ ежегодно отправляется в казахские школы и устраивает свои экзамены, по результатам которых школьники могут поступить в наш университет.

Нужно продолжать учиться на протяжении всей жизни

— Сколько человек из Казахстана учатся в УрФУ?
— На данный момент 678 студентов. Однако уже этим летом к ним присоединятся несколько десятков наших соотечественников. В основном ребят интересуют технические специальности. Это тенденция уже несколько лет прослеживается как среди русских абитуриентов, так и среди казахских.

— Ты уже знаешь, что будешь делать после окончания учебы?
— Так или иначе, знания требуют обновления. Но если говорить о том, что я планирую делать после УрФУ, то, пожалуй, я вернусь в Казахстан. Буду развивать телекоммуникационную отрасль у себя на родине.

Павел Блинов

Аспирант Института математики
и компьютерных наук УрФУ

«Hello, start up!»

Павел Блинов — успешный пример того, как молодой преподаватель может работать не только на благо студентов, но и развиваться самостоятельно. Работник в сфере IT, он всегда в курсе последних исследований и разработок, благодаря чему может делиться опытом со своими учениками.

Такие личности, как Марк Цукерберг, давно доказали, что успеха можно добиться в любом возрасте

Будучи студентом, я знал многих заинтересованных в нашем деле ребят. Нам хотелось самим запускать крутые проекты. Появилась идея организовать студенческий клуб стартаперов, который получил название DevClub. Преподаватель Дмитрий Воронов помог организоваться, а Центр инноваций Microsoft предоставили помещение. Сначала мы просто собирались вместе и обсуждали идеи. Затем каждая группа начала заниматься своим проектом. Так, например, ребята из «ЕТранспорта» начинали вместе с нами.

В таких организациях, как DevClub, формируется специальная среда, где люди могут общаться, помогать друг другу, обмениваться опытом и контактами. Нашей целью было создать сообщество единомышленников. Когда что-то делаешь в одиночку, есть вероятность зациклиться на проекте. Коллега же всегда поможет взглянуть на работу под другим углом. И, знаете, на первых порах у нас получалось неплохо. Позже некоторые из команд «откололись». Те же самые ребята из ЕТранспорта здорово развили свой проект и, в конечном итоге, пустились в «свободное плавание». Постепенно наше движение стало разбиваться на отдельные личные проекты, и в итоге совместная активность сошла на нет. Безусловно, хочется, чтобы DevClub возродился, и ребята в стенах родного университета могли бы творить и развиваться.

С другими знакомыми ребятами я отважился организовать собственную веб-студию. Идея была реализована достаточно хорошо: мы даже снимали офис в киностудии. Примерно год работа кипела: принимали заказы, выполняли отдельные разовые проекты. Правда, через какое-то время все захотели развиваться дальше. Для каждого из нас это был огромный опыт. Некоторые коллеги, например, сейчас работают в Яндексе.

Останавливали ли тебя неудачи?

После нескольких не самых успешных проб все яснее начинаешь понимать, что и как нужно сделать для благополучного завершения проекта. Чем больше делаешь проектов, тем выше шанс, что именно следующий окажется удачным. Да, после каждого провала остается неприятный осадок, но это ли не стимул к совершенствованию?

Я принимаю участие в разработках соревнований по защите информации RuCTF (всероссийские) и RuCTFe (международные). Каждой команде выдается одинаковое программное обеспечение: некий образ операционной системы, включающей небольшие сервисы. Это специально написанные программы, в коде которых есть уязвимости, например, веб-сайт или почтовый сервис. Их сложность и функционал зависят от фантазии авторов. Также имеется проверяющая система, которая периодически каждой команде раздает определенную информацию и через какое-то время проверяет ее наличие и сохранность. Задача всех участников одинакова: защитить свои данные и получить доступ к информации соперников.

Фото: личный архив

Я начал преподавать в прошлом году. Никогда не планировал, но мне понравилось. Не могу сказать, что сильно переживал на первом занятии, так как в DevClub я проводил собрания: кое-что рассказывал, пояснял, словом, выступал. Конечно, преподавание не то же самое. Но тем оно и интереснее.

Помимо основных занятий второй год провожу дополнительные: один раз в неделю читаю курс «Веб-разработка на языке Рython». Планирую также организовать совместный с кем-нибудь курс по современной веб-разработке, точнее, по ее клиентской стороне. Надеюсь, это будет на пользу студентам!

Как достичь взаимопонимания со студентами?

1

Снизить барьер при общении

Это помогает наладить контакт со студентами. Преподаватель должен быть ближе к ребятам, понимать их проблемы, ожидания. Думаю, в целом, общение с преподавателем должно иметь форму общения с наставником или помощником.

2

Готовиться к занятиям

Чем больше свободного времени, тем тщательнее можно продумать отдельные моменты и качественнее провести пару. По этой причине порой приходится отказываться от довольно неплохих предложений и заказов, но ведь работа никуда не денется, верно?

3

Радоваться успехам студентов

Мне нравится осознавать, что те знания, которые ты даешь, люди используют на практике и получают достойный результат. Здорово видеть, как твои студенты чего-то добиваются, видеть их на конференциях!

qwe

Павел Анатольевич доступно объясняет, всегда спокойный и открытый для вопросов. Задачи принимает, тщательно вчитываясь в код, стараясь разобраться в нем. Помогает улучшить программу, дает советы, подсказывает различную дополнительную литературу. С ним просто приятно общаться!

Анастасия Дудырева

weqq

Отличный преподаватель! Занимаюсь у него уже больше года и вижу в нем постоянное желание развиваться. Это вдохновляет. Его стремление доказывает, что в любом возрасте можно достигать своих целей. Он требователен, но это объяснимо и, пожалуй, даже правильно: он хочет, чтобы мы больше занимались сами, ставили себе задачи и искали пути их решения.

Константин Аристов

Антон Белобородов

Аспирант Института социальных и политических наук УрФУ

Поиграем?

Антон Белобородов — магистр специальности «Социальная психология». Молодой специалист, практикующий необычные подходы к преподаванию. Одним из первых в УрФУ ввел в процесс образования ролевые игры и в качестве награды получил восторженные отзывы от своих студентов.

Что побудило тебя остаться в институте после его окончания?
— Это большая заслуга Департамента психологии. Я вижу заинтересованность людей, которые там работают. Они буквально «двигают» себя, факультет, студентов. Так что я остался, во-первых, из-за коллектива, а, во-вторых, из-за студентов, в которых вижу огромный потенциал. Может, есть еще что-то, что я пока не осознаю.

Студенчество является главной движущей силой планеты, следовательно, это именно те люди с которыми перспективно работать.

Фото: Виктория Толкачева

— Чем ты еще занимаешься помимо учебы в аспирантуре и преподавания?
— Третий год работаю тренером-психологом в центре «Корпорация "Лидер"». На данный момент это мой главный опыт. Многое из того, чему я научился в центре, теперь практикую в университете. Например, активные формы обучения: тренинги, ролевые игры и прочее.

— Насколько популярен метод ролевых игр в России и, в частности, в УрФУ?
— Квесты сейчас становятся все популярнее в качестве развлечения. Они развивают коммуникативные способности: умение договариваться, достигать своих целей. Использовать подобное в обучающих целях непросто: нужно в ролевую игру вкладывать еще и определенный смысл, то есть нужно понимать, как построить игру, чтобы студенты усвоили необходимую информацию. Преподаватели, у которых я учился, ролевые игры подобного плана не практиковали.

Три этапа ролевых игр

1

«Ориентировочный»

На этом этапе участники мало понимают, что происходит, они учатся работать в большом потоке информации, в ситуации неопределенности. Этап связан с таким психологическим феноменом, как устойчивость к стрессу.

2

«Добыча информации»

Участники общаются, собирают сведения по кусочкам, что-то делают. Здесь они получают конкретные навыки: учатся взаимодействовать в команде, лгать или распознавать ложь. Ребятам приходится ориентироваться в незнакомой ситуации.

3

«Рефлексия»

Разговорный этап: участники рассказывают о своих ощущениях, о том, что они узнали. Именно третий этап полезен в плане понимания сути игры. Студенты озвучивают полученные знания, делятся опытом и слушают других.

Сейчас я думаю над тем, как данный метод можно применить для дисциплин более фундаментальных, таких, как социальная психология. Вопросу о том, как масштабировать метод активных форм обучения, я планирую посвятить свою кандидатскую диссертацию.

Bez_imeni-21— Расскажи о сути ролевых игр.
— Возьмем игру по сюжету книг о Гарри Поттере. Каждому выдается карточка, на которой написано, кто ты, например: «Ты — Гермиона Грейнджер». Также на карточке указаны цели. Они могут быть самыми разными и зависят от задачи, которую мы ставим перед собой. Минимальное число
целей — три: найти Гарри Поттера, отыскать вместе клад и разделить его между собой. А можно сделать большую ролевую игру, включающую целей пятнадцать: найти крестражи, найти человека, у которого есть волшебная шляпа, который спрятал карту... Суть в том, чтобы определиться, кто ты, и какая у тебя цель. Причем методы ее достижения нужно отыскать самостоятельно. В этом кроется главное отличие активной формы обучения от пассивной. Модификации ролевых игр разнообразны. Бывает, что на карточке присутствует описание персонажа. Бывает, что нужно отправить или получить СМС. В общем, полет фантазии не ограничен.

У меня нет задачи пытать студентов. Моя задача — создать интерес, на основе которого они будут развиваться сами

— Не боялись ли ребята раскрепощаться? Никто не отказывался?
— Дело в том, что я по профессии — психолог, и вижу, когда кто-то не хочет говорить. В таких ситуациях я не настаиваю, все-таки это формат обучающий, а не психотерапевтический. Просто спрашиваю, кто хочет ответить. Тем более времени на практиках недостаточно, чтобы ответили все до единого.

— Используешь ли в общении со студентами неформальный подход?
— Дело в том, что тот формат, который мы сейчас
обсуждаем — это интимно-личностное общение между учителем и студентом. Во время ролевых игр мы всегда на «ты». Я не Белобородов Антон Михайлович, я — Антон. И все студенты знают это с первого занятия. Для чего нужно? Если студенты увидят, что ими кто-то пытается руководить, то не будет прослеживаться необходимой динамики.

Фото: Виктория Толкачева

«Студенты — одна из самых прогрессивных социальных групп, готовая двигаться вперед»

Александр Иванов

Аспирант Физико-технологического института УрФУ

Химия — просто

Александр Иванов занимается научными исследованиями, а также работает со студентами. Пару лет назад у него возникла идея: создать образовательный канал на youtube. Проект «Химия — просто» успешно стартовал, и сегодня помогает множеству школьников и студентов постигать азы химии.

yutub1

Успешный старт

Во время двухнедельной смены на «школе» ребятам рассказывают об особенностях университетской жизни, процедурах поступления и знакомят с различными профессиями. Школа возникла 10 лет назад и рассчитана на учащихся 6-10 классов и делится на три ступени.
О деталях проекта рассказывает основатель ШУА Екатерина Черепанова.

Нужен был проект, который помог бы абитуриентам сделать грамотный выбор

Будущие студенты зачастую плохо понимают, на что направлено образование и какие гарантии оно дает. Ребенок стремится реализовать свою мечту, но при этом сталкивается со сложной многоуровневой системой, которая не дает однозначного ответа по поводу выбора профессии.

Современное образование — это ярмарка красивых названий, а что за ними скрывается, ребята понимают, лишь отучившись несколько лет. Бакалавриат, магистратура, специалитет — в чем принцип такого разделения? На этот вопрос сможет ответить не всякий взрослый, а абитуриент должен точно понимать их структуру и содержание.

Нередко под влиянием родителей или школы ребенок выбирает совершенно несвойственное для себя направление. Нам хотелось не просто раскрыть потенциал детей, но и научить их аргументированно отстаивать свой выбор будущей профессии в диалоге со сверстниками и родителями.

Современная школа подталкивает детей чуть ли не с четвертого класса выбирать будущую профессию. Это приводит к тому, что выбор за ребенка делают родители. Дети в этом возрасте стремятся к социализации и общению со сверстниками. Зачем думать о далеком поступлении, если оно никак не связано с их повседневной реальностью?

Екатерина Черепанова
Руководитель Школы успешного абитуриента,
профессор, доктор философских наук

Многие стремятся в университет, полагая, что наличие диплома гарантирует высокооплачиваемою работу. Мы же стараемся объяснить абитуриентам, что современный рынок труда устроен иначе, и он не в полной мере связан с имеющимся образованием. Случается, что бакалавр в области физических наук работает в банке, а выпускник факультета международных отношений — в кадровом агентстве.
Университетская культура гораздо шире, чем принято считать: здесь учат добиваться поставленных целей и пробовать себя в самых различных областях. Мы ориентированы на культурно развитых, амбициозных и социально активных студентов. Именно эти качества ШУА стремится развить в своих подопечных.

Фото: Юлия Пацюкова

Ребенок гораздо богаче тех штампов и ярлыков, которые навешивает на него окружение

В Школе есть режим занятий: три дня учебных, один выходной. К обязательным урокам относятся математика, русский язык, университетоведение и психология, а также профильный предмет по выбору: физика, химия, история, литература, экономика, обществознание. Во время выходных дней проводятся праздники, фестивали и соревнования. Традиционное мероприятие — «Нереальный уникальный университет». Это ролевая игра, во время которой школьники становятся абитуриентами и поступают в вымышленный университет, используя при этом вполне реальные документы. Пять лет назад у нас появился кинофестиваль: ребята с помощью нехитрых гаджетов снимают, монтируют и озвучивают свои короткометражки, а после представляют их на суд зрителей. Таким образом, мы расширяем кругозор наших подопечных и показываем доступность увлечений самого разного рода.

1

Занятия для успешных школьников (6-7 класс)

Мы стараемся показать ребятам, что учеба может быть интересной. Важная часть занятий — встреча с успешным взрослым. К нам приходят выпускники университета, реализовавшие себя в самых разных областях, и рассказывают о своей трудовой деятельности. Мы приглашаем как обычных людей, так крупных руководителей, давая понять, что успех определяется не достатком, а осознанием значимости собственной работы, счастьем заниматься любимым делом.

2

Школа успешных абитуриентов  (8-10 класс)

На этом этапе главная задача — определение будущей специализации школьника. Ребенок начинает осознавать, что от этого выбора будет зависеть его дальнейшая жизнь, однако из-за отсутствия опыта боится принимать самостоятельное решение. Мы стремимся к тому, чтобы ни авторитет школы, ни авторитет родителей не давили на ребенка. У него должно сформироваться собственное видение того, что он хочет. Интерес — самая действенная мотивация для учебы.

3

Клуб успешного первокурсника

В период, когда приказы о зачислении уже оглашены, новоиспеченный студент может отправиться в наш лагерь и посетить занятия, связанные с навыками самопрнезентации, коммуникации и ораторского искусства. Все эти качества пригодятся ему для успешного старта университетской жизни.

Фото: Юлия Пацюкова

map

На протяжении смены в лагерь приезжают представители всех институтов УрФУ и проводят дни открытых дверей. С недавних пор мы предлагаем ребятам самим делать презентации институтов. Таким образом, выступление начинается с провокации: участники раскрывают свое видение образовательного процесса, а представители университета подтверждают либо опровергают их гипотезы.

Вожатые и воспитатели — главное достояние нашего проекта. В основном это студенты и выпускники университета. Ежегодно мы проводим строгий и нетипичный отбор: принимаем заявки, обучаем, затем проводим экзамен. Мы ищем людей с высоким уровнем культуры личности: правдивых, ответственных, искренних, с хорошей речью и разносторонними интересами. Ведь приезжая в лагерь, ребенок, прежде всего, смотрит на вожатых, прикидывает, хочет ли он быть похожим на них.

  • sh1

    Впервые я открыла для себя этот проект глазами ребенка, будучи в 10 классе, а затем уже с позиции взрослого, когда начала познавать азы педагогического искусства. Для меня ШУА — это удивительное место, каждый раз переворачивающее все с ног на голову в течение короткого времени.
    Школа остается для меня неизменной традицией, заставляющей оставлять в городе все срочные дела, она воспитывает, и свою родительскую любовь дарит не только детям, но и вожатым.

  • sh2

    Одно из самых ярких воспоминаний: нам объявили тему фильма на кинофестиваль, а следующий день один из ребят приносит в вожатскую готовый сценарий, мы с коллегой закрылись, читаем его по очереди и слова вымолвить не можем, настолько эта вещь оказалась профессиональной и глубокой. Решили сначала не подавать виду, что нам так сильно понравилось, собрали детей, прочитали им. И тишина. Все однозначно согласились снимать по этому тексту. Такое единодушие встретишь нечасто.

Сходить в школу
Открыть навигацию